У кого есть права на продажу авиабилетов в Беларуси?

 У кого есть права на продажу авиабилетов в Беларуси?"Белавиа" обращает внимание потенциальных пассажиров: покупая авиабилеты на сомнительных сайтах, нужно быть внимательными, потому что однажды по ним можно никуда и не улететь. TUT. BY выслушал упреки авиакомпании в адрес онлайн-продавца авиабилетов, выслушал другую сторону и разбирался, а кто же в Беларуси имеет право продавать авиабилеты.

"На семинаре турагентствам рассказывают, что те будут получать сверхдоход"

- Если раньше можно было самому сглупить и найти какой-то левый сайт, оплатить там билет – то это уже были твои риски, твои проблемы. - рассказывает замгендиректора "Белавиа" Игорь Чергинец. на днях опубликовавший у себя на странице Facebook запись о том, чтобы люди береглись сомнительных сайтов, продающих авиабилеты. – Но тут появилась новая тенденция – к этому подключаются белорусские турфирмы.

Игорь Чергинец описывает ситуацию, которая случилась этим летом.

В Минск приехали делегаты из России, проводили семинар.

- Они снимают помещения, высылают приглашения агентствам. На семинаре турагентствам рассказывают, что те будут получать сверхдоход в сравнении с тем, если заключить договоры напрямую с авиакомпаниями "Люфтганза", "Аэрофлот" и "Белавиа". Предлагают сразу подписать договоры "на очень выгодных условиях". Только надо разместить на сайтах агентств онлайн-движок по продаже билетов. Не исключено следующее: эти делегаты пособирают деньги с пассажиров и сайт закроется. Откроется другой. Пострадают эти белорусские мелкие турфирмы, которые заключили с ними договоры. И будут страдать пассажиры, которые заплатили им и не смогли улететь.

Игорь Чергинец напоминает читателям TUT. BY, что мошенничество с авиабилетами популярно в России, Украине, Греции, Литве. Пока по поводу нового российского "движка" по продаже онлайн-билетов жалоб от покупателей не приходило в авиакомпанию, но, считает Чергинец, законодательство белорусское они все равно не выполняют, а значит, риски пассажиров, которые вбивают на сайт данные своих банковских карточек, очень велики.

Речь идет о сайте doubletrip. com – именно его представители приезжали в Беларусь этим летом и искали партнеров. Любопытно, что крупные турагентства их предложения не заинтересовали, а вот адреса и контакты маленьких турагентств еще пару дней назад были указаны прямо на сайте.

Только на карте Минска их насчитывалось более двадцати. Адреса агентств сопровождала строчка: "Оплачивайте авиабилеты кредитной картой онлайн либо наличными в офисах наших партнеров". Вскоре после того как Игорь Чергинец возмутился в соцсетях и за дело взялись журналисты, адреса и названия офисов-партнеров с сайта пропали, как и сама строчка. По минским телефонам, указанным на сайте, отвечают, что исчезновение с карты белорусских партнеров связано с техническими неполадками.

- Эти турагентства зарегистрированы в местных органах власти, есть в списке Минспорта, и бояться покупателю вроде бы нечего. Но у них нет сертификатов на продажу авиабилетов, а значит, они не дают никаких гарантий и не имеют права продавать эти билеты, - говорит Чергинец.– У нас система выстроена достаточно неплохо. Минтранс проверяет турфирму. Чтобы пройти проверку, она должна выполнить целый список условий. Выданный сертификат гарантирует, что условия услуги по продаже авиабилетов будут выполнены. Мы придерживаемся правила и подписываем договоры только с теми авиакомпаниями, которые сертифицированы государством. Иностранные компании не все так делают, но это уже их риск.

Второе основание для собеседника подозревать doubletrip. com в неблагонадежности – необоснованно высокие комиссии для турагентств, согласившихся сотрудничать с ресурсом.

- Этот сайт российский. Если говорить о России, то у "Белавиа" для большинства российских туркомпаний комиссионное вознаграждение для агентов составляет до 4%. Это не по всем перевозкам даже, по некоторым вообще ничего не платим. Вот этот сайт предлагает нашим агентствам 5% комиссионного вознаграждения. Большие турагентства даже не хотят с ними разговаривать.

Игорь Чергинец объясняет, как происходит процедура в обычном режиме работы:

- После того как турфирме выдается сертификат Минтрансом, мы с ней подписываем агентское соглашение. Оно стандартное со всеми. Там описываются условия сотрудничества, агентство устанавливает у себя глобальную систему бронирования. Оно получает доступ к нашему ресурсу с местами на наших самолетах. И они в режиме онлайн берут место на нашем самолете, ему автоматически присваивается номер билета, и с пассажира взимают деньги. Можно и напрямую у себя поставить систему бронирования. Но это позволит только бронировать, а сам билет откуда-то же должен взяться. Его можно получить либо у нас, либо через агентство, которое имеет с нами соглашения. Но здесь оформлять билеты и здесь принимать деньги у них нет никакого разрешения и сертификата. Здесь такой психологический момент: если тот же dubletrip начинает самостоятельно рекламироваться в Беларуси, то люди в большинстве своем боятся свои деньги кому-то отдать. А тут человек мог прийти в белорусский офис и оплатить наличными билет. Это вопрос доверия и продвижения продукта. Правда, этот офис при этом не имел права продавать авиабилет.

В то же время, судя по группе онлайн-сервиса на фейсбуке, продавать авиабилеты имеет право чуть ли не частное лицо.

Перепродать билет вполовину дешевле, чем у самой авиакомпании?

Собеседник припомнил и откровенно криминальные истории с онлайн-агентами по продаже билетов.

- Есть сайты, которые предлагают рейсы намного дешевле, чем они стоят у нас на самом деле. Условно говоря, если "Белавиа" предлагает билет до Франкфурта за 200 евро, а "Люфтганза" за 300 евро, то такие сайты предлагают билет за 100 евро на "Белавиа", а на "Люфтганзу" за 150 на те же рейсы. Понимаете, такой билет – гарантия того, что человек не вылетит. Люди в погоне за дешевизной ставят себя вот в такую ужасную ситуацию.

Из недавнего: в авиационном мире едва утих скандал с украинским онлайн-сервисом senturia, который продавал билеты через сайты senturia. ua senturia. ru. На удочку сервиса попались многочисленные пассажиры, которые оплачивали билет, но прямо у стойки авиакомпании в аэропорту оказывалось, что никаких денег за билет от "Сентурии" не поступало. Коснулось это и пассажиров "Белавиа". До "Сентурии" в России была ситуация с "Эвитеррой".

Не наступить на те же грабли, только еще и с втянутыми в это белорусскими турфирмами, поможет соблюдение закона.

В России несертифицированные онлайн-сервисы могут существовать. Игорь Чергинец даже отмечает несколько ресурсов, хорошо зарекомендовавших себя в поиске авиабилетов, - это skyscanner. net и aviasales. ru . Но эти ресурсы ведут себя нисколько не подозрительно - начиная с адекватных комиссионных вознаграждений и реальных цен на билеты.

Один из хорошо зарекомендовавших себя сервисов - поисковиков выгодных билетов среди разных авиакомпаний.

В компании отмечают, что Aviasales не является продавцом, поэтому даже подключенные к поиску авиакомпании самостоятельно реализуют свои билеты. Задача этого сервиса - обработать запрос и найти лучший вариант среди предложений турагентств и авиакомпаний. При этом оплата (и покупка) всегда происходят на сторонней площадке. По сути, это туристическая справочная.

- "Авиасейлз" и "Скайсканнер" предлагают и на нас билеты, у них договоры на территории РФ, но они сейчас хотят заключить договор напрямую с "Белавиа". У нас же право продавать свои билеты есть. К тому же там человек заходит на сайт и принимает сам решение - покупать или не покупать. У этого же сайта попытка делегировать продажу билетов белорусским фирмам, которые не имеют на это права.

Продавцы авиабилетов или продавцы турпакетов?

В Департаменте по авиации РБ подтверждают: в Беларуси только 32 турагентства, которые имеют сертификат на продажу авиабилетов. За работу без сертификата предусмотрен штраф (от 200 до 500 базовых величин) с конфискацией доходов, полученных от незаконной деятельности.

Необходимость наличия сертификата прописана в постановлении Совмина № 156 от 2012 года. Раньше деятельность по продаже билетов еще и лицензировалась, но указом президента № 450 лицензирование отменили. Процедура по получению сертификата прописана в постановлении Минтранса № 59 от 2008 года.

Агентства в Беларуси, у которых есть право на продажу авиабилетов:

"22 параллель". "Алатан Тур", "Аэротревел", "Бонус Трэвел", "БукингБай", "Бюро путешествий "Вентотур", "ВиАрЛайнс", "Внешинтурист", "Вокруг Света", "ВОЯЖТУР", "Гулливер Трейд энд Трэвэл Ко", "Мерлинтур". "НоваТур", "Планета грез", "Полетконсалт", "РОСТИНГ", "Сакуб", "Санни Трэвел", "Смок травэл", "Стар травел", "Топ-Тур", "ТрансАвиа", "Траст Аэро Турс", "Туссон Вояж", "Флайдрим", "ЦентрКурорт". "Белавиа", "Спасибо-Трэвэл". "Симпл Травел", "Беларус турист", "Скайтим Сервис".

По номеру в Минске, указанному на сайте сервиса, комментарии давать отказались. А вот по российскому телефону на вопросы TUT. BY ответили довольно быстро. По словам российских представителей doubletrip. com. сервис был запущен в начале 2012 года и находился в стадии закрытого тестирования, запустился с 2013 года. Утверждается, что до запуска были проведены многочисленные исследования рынка и консультации с юристами. Сайт себя продавцом билетов не считает.

"Наш сайт предлагает посетителям покупку туристического пакета, лишь частью которого является авиаперелет. Как вы видите на сайте, покупая авиаперелет, пассажир одновременно выбирает отель или приобретает страховку. Это абсолютно естественная практика туристического рынка в Беларуси. Ведь все покупают себе туристические пакеты, частью которых является авиаперелет, например. Тогда напрашивается вывод, что абсолютно всем турфирмам в Беларуси требуется сертификация. Мы открыты для работы со всеми агентствами, независимо от их размеров. Они выходят с нами на связь, и мы предлагаем сотрудничество. У нас есть полноценное юридическое лицо в Минске (туркомпания "Ека Туризм". - Прим. TUT. BY), а также офис по поддержке наших пассажиров, куда они всегда могут обратиться по телефону или лично в случае возникновения сложных ситуаций. Мы уделяем очень много внимания поддержке наших клиентов. Говоря о крупных порталах или, как вы называете, компаниях со статусом, таких как "Скайсканнер" или "Авиасейлз", мы также имеем с ними договоры и благополучно сотрудничаем", - пишет представитель doubletrip. com.

"Наша компания имеет полноценный доступ к глобальной системе бронирования, и билеты, выписанные в рамках туристического продукта, ничем не отличаются от других билетов. Имея доступ к глобальной системе бронирования, нам необязательно иметь прямой договор с авиакомпанией "Белавиа". Мы являемся субагентами одного из крупнейших аккредитованных IATA агентов. Хотелось бы добавить, что мы всегда открыты для диалога, так как являемся сторонниками открытого ведения предпринимательства и в первую очередь заботимся о наших клиентах".

Но любопытно то, что на сайте купить авиабилет можно абсолютно автономно, а не обязательно в турпакете, к примеру, с отелем, как утверждает представитель сервиса.

чем занимается турагентство

что делает турагентство

почему закрываются турагентства