Профессия: турагентКак вы думаете, в чем заключается работа турагента? Почему-то многие рисуют себе благостную картинку: сидишь в отдельном кабинете в кресле, встречаешь гостей-клиентов, рассказываешь им о разных экзотических странах, сам бываешь за границей регулярно, бесплатно путешествуя по миру. Ошибаетесь, господа, на деле все не так просто.

Работа турагента (или, как его предпочитают называть некоторые эксперты, трэвел-агента) — это тяжелый труд: общение с капризными клиентами, бронирование билетов, организация трансферов и получение виз, продумывание туров, заполнение анкет. Вкалывать, как папа Карло, придется довольно долго, и только став более-менее опытным специалистом, агент может рассчитывать на приятные дивиденды в виде поездок за границу.

Как считают сами акулы туриндустрии, без практики стать хорошим турагентом невозможно. Только поработав пару лет в этой сфере, человек приобретает нужный опыт и может сказать, что кое-что умеет в своей профессии. Все тонкости он освоит лет через десять. Квалифицированные специалисты вырастают внутри компаний, дополнительно проходя курсы обучения, при условии, что у них есть желание продвигаться. А вчерашний выпускник вуза, как уверяют большинство работодателей, вообще почти бесполезное фирме существо; сотрудникам, и без того занятым по горло, предстоит еще и его учить. Не потому, что новичок плохо занимался в институте, а потому, что знания он получил главным образом теоретические.

Да и как всему научиться, если индустрия туризма имеет множество направлений: образовательные туры, массовые и индивидуальные путешествия, VIP-отдых, деловые поездки, организация визовой поддержки, работа в системах бронирования (авиабилетов, гостиниц, автомобилей). Сегодняшний рынок не дает турагентствам времени на обучение новых специалистов — отрасль столь активно развивается, что кадровый голод становится все ощутимее.

«Как правило, работающий в туристической фирме агент специализируется на чем-то одном. К примеру, он умеет бронировать билеты, но незнаком с остальными видами деятельности. К сожалению, такой специалист развивается крайне медленно, к тому же часто он не хочет осваивать новые направления, остановившись на единственном. Однако активно развивающаяся туриндустрия нуждается в агентах-универсалах, а такие кадры — огромный дефицит», — считает генеральный директор Академии делового туризма CTA Олег Мадудов.

Делу время, потехе час

Среди различных туристических направлений высшим пилотажем многие специалисты туристической сферы называют бизнес-трэвел. Возможно, потому, что деловой туризм предъявляет более высокие требования к агентам в связи с той ответственностью, которая на них лежит, — ведь если компания не выполняет взятых обязательств и не оправдывает ожиданий заказчика, то теряет не одного или двух клиентов, а целый штат сотрудников крупной организации. Поиски нового клиента требуют немалого времени, наличия надежных партнеров и нужных связей. Поэтому все услуги в этом направлении туристического бизнеса с приставкой «сверх»: разработка нестандартного маршрута и его реализация без сучка без задоринки, встреча и проводы гостя через VIP-зал, бронирование элитного отеля и авиабилетов любого класса, организация чартерных рейсов, заказ дорогого автомобиля, составление развлекательной программы и проведение экскурсий, предоставление услуг профессионального гида-переводчика. И сегодня появились специализированные компании, занимающиеся исключительно бизнес-поездками. Сотрудники таких агентств должны уметь отличать конференцию от семинара, выставку от конгресса и т. д. При этом в их обязанности входит и бронирование билетов, и визовая поддержка, и остальные «прелести» организации туров за границу. Цель этих поездок абсолютно иная, нежели у путешествий, в которые отправляются простые «руссо туристо», — плодотворно поработать. Впрочем, не только — ведь в наше время возможна и такая вещь, как корпоративный отдых.

В последние годы фирмы, особенно крупные, считают своим долгом поощрять наиболее ценных сотрудников поездками за счет компании, поэтому на пока еще несформированном рынке делового туризма растет сектор инсентив‑туризма. В целом Business Travel считается одним из наиболее быстро развивающихся направлений этой индустрии. По оценкам экспертов, объем делового туризма в России увеличивается в среднем на 30–50 % в год.

С одной стороны, активное развитие отрасли заставляет владельцев туристических агентств задуматься о дополнительной подготовке кадров. С другой, приводит к тому, что на рынке появляются непрофильные организации, пытающиеся найти свое место под солнцем. Этим неспециалистам также требуются профессиональные трэвел-агенты. Как видите, трэвел-агент — основная фигура в мире туризма. По большому счету он — администратор, тарификатор и менеджер в одном лице, к тому же должен знать английский язык и уметь общаться с людьми. Но где взять такого профессионала?

Всяк на свой лад

В нашей стране специалистов в сфере hospitality (гостеприимство) готовят порядка полусотни образовательных учреждений. Согласитесь, это достаточно много. Так почему же тогда руководители турагентств сетуют на нехватку квалифицированных кадров, видят в подготовке персонала серьезную проблему?

«Вузов и курсов, готовящих специалистов в области туризма, множество, однако я еще не видел выпускника, который был бы в состоянии начать нормально работать с первого дня выхода в агентство. Вчерашний студент, делающий первые шаги в нашей индустрии, не имеет даже основных практических навыков — в течение пяти лет ему давали лишь теоретические знания, которые он не в состоянии применить на деле. Возможно, проблема заключается в том, что преподаванием занимаются по большей части не практики, поэтому знания выпускников не привязаны к жизни. И мы вынуждены заниматься доучиванием молодых специалистов. Но на это у сотрудников туристической компании нет времени», — говорит генеральный директор агентства Andrews Travel House Андрей Воронин.

Идеальный выход?

Не пуская дело на самотек, сами турагентства делают попытки получить профессионала в кратчайшие сроки разными путями. В частности, некоторые компании открывают собственные учебные центры, где занимаются новички и те, кто еще только планирует связать свою жизнь с индустрией туризма. Другой вариант — отправить молодых людей, подающих надежды, на проверенные курсы, оплаченные либо будущим работодателем, либо самим учеником.

В обязательную программу курсов входит изучение английского языка, клиентского сервиса, систем бронирования, концепции построения тарифов, приобретение навыков продаж, разрешения конфликтов и оформления виз. Упор делают на практическое применение знаний. Ученики педагогов-практиков в обязательном порядке проходят полуторамесячную стажировку в одном из агентств. К окончанию курса ученик становится трэвел-агентом — универсалом, которому обеспечена работа в туристической компании. Стоимость таких специалистов на рынке труда как минимум 600–800 долл. Через полтора-два года зарплата удваивается. Для девушки (а в туристической индустрии трудятся главным образом представительницы слабой половины человечества) это неплохой доход.

Опытные руководители туристических фирм считают обязательным повышение квалификации сотрудников, даже тех, кто не первый год работает в этой сфере. В наше время постоянно появляются новые технологии, методики, направления, и компания должна быть в курсе этих инноваций, чтобы держаться на плаву и развиваться дальше. Обучение хотя бы части специалистов раз в полгода-год — почти закон для стабильно работающих агентств. Это могут быть разные курсы по маркетингу, психологии продаж, рекламе, которые необходимы в работе турагента.

Достигший высокого профессионального уровня агент может не бояться за свое будущее. Поскольку в этой сфере классные специалисты (по причине их немногочисленности) известны всем, он может рассчитывать на хорошие предложения. Компании переманивают и перекупают друг у друга профессионалов, и здесь уже речь идет о весьма значительных суммах: хватит и на хлеб с маслом, и на икру. Если вы достигнете такого уровня — честь вам и хвала. Но для этого, сами понимаете, придется потрудиться.

что подарить турагенту

кому пожаловаться на турагентство

турагентства которые обанкротились

Это Вам нужно агент по туризму

Это Вам нужно туристический менеджер

Это Вам нужно тур менеджер

Это Вам нужно менеджер турагентство

Комментарии запрещены.

Навигация по записям